zhagat_dadian (zhagat_dadian) wrote,
zhagat_dadian
zhagat_dadian

Category:

Мадатяны (Мадатовы)

У известного представителя князя Валериана Григорьевича Мадатова (Мадатяна) (1782 — 1829). Происхождение весьма противоречивое.

Валериан (Ростом) Мадатов-Карабахский родился в селе Аветараноц (Чанахчи), вблизи Шуши в Карабахе. Дореволюционные авторы полагали, что Валериан происходил из армянской дворянской фамилии, которая имела княжеский титул. Специалист по Кавказу Вейденбаум полагал, что настоящая фамилия Мадатова была Григорян (Кюкюиц), а его отец Григорий (Кюки) был конюхом у вараидийского мелика (князя) Шах-Назара II. При поступлении в русскую гвардию Валериан взял фамилию Мадатов по девичей фамилии матери - Мадатян. Однако специальный указ императора Павла I запрещал производство не дворян в офицеры. Полагают, что Павел I даровал 17-летнему Валериану княжеский титул в качестве дипломатического жеста, зачисляя его в гвардейский корпус. Дело в том, что Валериан прибыл в Санкт-Петербург в 1799 году в составе делегации армянских меликов во главе с Джиммит Шах-Назаровым. Цель миссии была достигнута и православная Российская Империя взяла христианскую Армению под свою защиту от набегов мусульман.

Выходит, что княжеский титул, он получил в качестве дипломатического жеста.

Теперь как об этом пишет Акоп Мелик-Акопян (Раффи) «Меликства Хамсы». Это единственный источник, которому без сомнения можно доверять.

Там же в Карабахе, было прекрасно известно о не дворянском и не княжеском происхождении Валериана Григорьевича Мадатова – «В свите меликов находился и юный Ростом — сын погонщика мулов мелика Шахназара. Его отца звали Мехрабенц Гюки. Еще в 14-летнем возрасте Ростом, удрав из Карабаха в Астрахань, стал там учеником у полкового маркитанта. Это занятие позволило ему изучить русский язык. Когда мелики по пути в Санкт-Петербург проезжали через Астрахань, Ростом затесался в их довольно многочисленную свиту. Его взяли с собой, полагая, что он пригодится в пути в качестве переводчика. Санкт-Петербург так увлек юношу, что он решил остаться здесь. Мелик Джумшуд выдал сыну погонщика мулов своего отца грамоту о дворянском происхождении, и по его просьбе Ростома зачислили в военную школу. Этот юноша впоследствии стал знаменитым князем Мадатовым, который прославился во время турецкой, французской и персидской кампаний…».

Особо хочу выделить – «О происхождении князя Мадатова мы подробно рассказали в одном из примечаний к главе XXXVI (что я привел выше). Его отец, Мехрабенц Гюки, был простым крестьянином, жил в крепости Чанахчи (Аветараноц) и исполнял скромную должность в доме владетелей Варанды Мелик-Шахназарянов. Брат его матери сотник Петрос Мадатян был экономом в доме мелика Джумшуда Мелик-Шахназаряна. Князь избрал себе материнскую фамилию, звучавшую более благородно, и, отказавшись от прежнего имени Ростом, стал называться Валерианом Григорьевичем Мадатовым.
Так как свой княжеский титул в Санкт-Петербурге он получил благодаря свидетельству мелика Джумшуда Мелик-Шахназаряна (см. гл. XXXVI), то теперь, вернувшись со славой на родину — в Карабах, решил «отблагодарить» своих благодетелей Мелик-Шахназарянов, завладев их поместьями Мехти-хан подарил ему 15 деревень в Варанде с их обширными землями, границами и населением. Эти деревни являлись вековой вотчиной Мелик-Шахназарянов. Вся Варанда, как известно читателям, с древних времен находилась во владении Мелик-Шахназарянов.
В числе упомянутых 15 деревень была и Чанахчи (Аветараноц), где находились укрепления Мелик-Шахназарянов, дворцы мелика Хусейна I, мелика Баги и мелика Шахназара II. Князь Мадатов приказал разрушить дворец последнего и вместо него воздвиг новый. Когда у него спросили, почему он приказал разрушить дворец, князь со смехом ответил: «Когда мелик Шахназар строил этот дворец, я был еще мальчиком. Я перетаскал столько камней при сооружении этого дворца, что у меня до сих пор болит спина»…». Как не странно, именно он введет, крепостное право, которого до этого не было не в Персидской, не в Османской Армении.

По всему видно, что князь Валериан Григорьевич Мадатов (Мадатян), вовсе и не князь. Все просто на то время никто не разбирался в армянской генеалогии. Российская Империя имела связи с аристократией Царства Грузинского и там было все просто и доказано. Армения на тот момент представляло очень отдаленную точку, которую еще предстояло освободить от турков-османов и персов. Особое изучение и разбор армянской аристократии начнется лишь в середине XIX века, Бекской комиссии.
Сам же Валериан Григорьевич, благодаря связям и в знак дипломатического жеста, поверив на слово Мелику Шах-Назару, Павел I даровал княжеский титул, юноши.

Сейчас в Армении есть организация «Международное Армянское Казачье Объединение», чьим атаманом, является князь Сергей Андреевич Мадатян. Утверждающий, что прямой потомок, князя Мадатова и из рода князей Мадатовых. Род князей Мадатовых (Мадаташвили, Мадатян), никогда не существовал. Это заблуждение и снова же, авантюра самого Валериана Григорьевича.

Сам генерал-лейтенант В.Г.Мадатов, был женат на Софье Александровне Мадатовой (ур.Мухановой) (1787 — 1875). Детей у них не было и со смертью Мадатова в 1829 году, род угас.

Но Сергей Андреевич Мадатян, так же пишет – «Потомственный казак». И тут то все верно. По матери Валериан Григорьевич – Мадатян и у него по этой линии был дядя «сотник Петрос Мадатян был экономом в доме мелика Джумшуда Мелик-Шахназаряна…». И у него же были кузены. По отцу же генерал-лейтенант – Григорян. По обоим линиям, потомок обычных карабахских крестьян. Но самое главное, что потомки сотника Петроса Мадатяна, возможно и живут, перейдя в казачество. Так что выходит атаман Сергей Андреевич Мадатян, если все верно, прямой потомок дяди князя В.Г.Мадатова. Как единственный, ближайший родственник, он утвердил в Союзе Армянских Дворян, титул князя за собой.

Статья кн. С.Жагат-Дадиана. 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments